Мой родительский лайфхак по школьной русской литературе.

Хочу поделиться своей новой задумкой, касающейся программы чтения на лето, вдруг кому интересно. Особенно актуально для детей начальной и средней школы.

Мы со вполне взрослым сыном 11 лет, который сам по себе быстро и много читает, начали в этом году читать книги по летней программе вслух. Мы собираемся вечером, уютно усаживаемся и, все по очереди, с выражением читаем. Сначала я придумала это, чтобы, как мне казалось, за лето развить выразительное чтение, улучшить речь, привить способность читать русскую классику. 

Но практика показала, что главная нужда даже не в этом. Мы, взрослые, через предложение или даже через слово вынуждены останавливаться и разъяснять сыну смысл очередного слова или выражения. Часто приходится перечитывать одно и то же место трижды или четырежды, чтобы этот смысл, уже разъяснённый, дошел до ребёнка.

В чем же дело?

На первой же странице "Повестей Белкина" Пушкина я поняла, что иначе некоторые произведения из летней программы прочитать просто невозможно.

Чтобы не было повода для изречений типа «а вот в наше время!», «а вот у нас было образование!», «да эти современные дебилы ничего не понимают!», приведу для примера цитата прямо с первой страницы и объясню:

 "Вступив в управление имения, Иван Петрович, по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство и ослабил строгий порядок, заведенный покойным его родителем. Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории. Сия глупая старуха  никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу,  а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки".

Понятно, что ребёнку 11 лет ничего не понятно от слова «вообще».

Что такое «имение»? Что такое «вступить в управление имением» и почему это произошло с Белкиным? Как можно «запустить хозяйство»? Кто такой «исправный и расторопный староста»? А что такое «ассигнация», «барщина», «нарочитая льгота», «оброк», «недоимка»? Ну и в таком духе...

И вот мы всё объясняем, начиная от крепостного права и до простого перевода слов типа «ассигнация — это бумажная денежка».... В одних местах чтение идёт быстрее, в других медленнее. Порой пушкинский текст доходчив и понятен, а порой, учитывая возраст сына, приходится объяснять всё.

«Повести Белкина» мы прочитали за прошлую неделю, вечеров за 5. Читать вместе оказалось очень интересно, увлекательно, будто кино смотришь, а руками можно в этот момент что-то делать, когда другой читает. 

Не знаю, кому как, а мне совсем небезразлично, поймет ли мой ребенок то, что ему НАДО прочитать (есть еще то, что он сам читает без программы). Очень не хочется, чтобы чтение русской классической литературы вызвало в нём стойкое отторжение на всю жизнь. Ведь она сегодня так отличается от той, что описана в 19 веке. 

Теперь, когда мы начали вечернее чтение вслух, я понимаю, что оно просто необходимо и надеюсь, что именно наше совместное чтение Пушкина, Тургенева, Чехова и пр.оставит в памяти сына что-то хорошее, связанное с русской литературой. Ну и вообще это оказалось очень приятное занятие.

Так что особо озабоченным родителям (типа меня) предлагаю летом в свободные вечера попробовать вместе с детьми вот так почитать. вместе. Перед этим можно проверить, что и как ребёнок понимает из уже прочитанного.

Поверьте, могут быть сюрпризы!

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.