"А на фига образование в современном мире?"


Или кто двигает цифровизацию образования в России.

1-3 ноября в Москве, в гостинице Mariotte, "прошел крупнейший международный образовательный саммит Global Education Leaders Partnership (GELP), Партнерство мировых лидеров в области образования, на котором собрались ведущие мировые эксперты в сфере образования".

Министерство образования РФ не входило в число организаторов, соорганизаторов и даже партнеров этого образовательного саммита. 

Зато там присутствовали венчурные инвесторы и Алексей Кудрин. 

GELP. Финальное пленарное заседание. Лидеры образования. Вениамин Каганов, Дмитрий Песков, Алексей Кудрин.

После саммита Алексей Кудрин выступил и предложил рассматривать образование как институт для долгосрочных инвестиций... И предложил увеличить с 3.5% до 4.5% сумму из бюджета - на оснащение школ и институтов. 

Официальные организаторы саммита GELP — Global Education Futures и собственно GELP.

Соорганизаторы саммита — "Рыбаков фонд" и Благотворительный фонд СБЕРБАНКА "Взгляд в будущее". А вот партнеры - ВШЭ, АСИ, QIWI и пр, и оператор — Глобальный венчурный альянс:

Задача саммита - разобраться, чему и как должна учить современная школа, чтобы подготовить детей к жизни в принципиально новом — цифровом — мире. 

Вот перечень ведущих экспертов московского саммита, одновременно являющихся и его создателями, и кураторами :

Энтони Маккей. Глава Центра стратегического образования,  экспертный консультант ОЭСР и ЮНЕСКО, советник образовательной сети Asia Society и Learning Forward (США), член Совета директоров Innovation Unit UK и нью-йоркской Академии наук. 

Вэлери Хэннон. Глава программ по реформам образовательных систем разных стран, включая Великобританию, Европу, США, Австралию и Африку, со-основатель и со-председатель GELP, эксперт в области образовательных систем, основатель Innovation Unit UK, ведет его международное направление.

Майкл Стивенсон. Куратор проекта Future of Education and Skills-2030, Будущее образования и навыков-2030 ОЭСР, отвечает за его содержание, стратегическое развитие PISA, стратегические коммуникации. Курирует министров образования по всему миру. С 2007 по 2013 -вице-президент по глобальному образованию Cisco. Ранее возглавлял отдел стратегии, коммуникаций и технологий в Министерстве образования Великобритании. Со-основатель GELP.

Что вообще же такое GELP?

Global Education Leaders’ Partnership, or GELP - это Партнерство мировых лидеров в области образования, группа, созданная в 2009 году технологической корпорацией-гигантом CISCO с целью лоббирования цифровизации образовательного процесса в своих интересах по всему миру - электронные девайсы всех видов, программы, сервис, big data и пр.

(В этот момент нам становится уже понятнее, кто именно нацелен получить еще один процент российского образовательного бюджета.) 

В 2011 году руководство GELP было передано в руки некоммерческой организации Innovation Unit UK

Innovation Unit UK - это внедрение инноваций для формирования принципиально нового общества, а потому занимается довольно широким спектром вопросов — от продвижения эвтаназии, технологий приемного родительства до образования и программ психического здоровья. 

"Мы - НКО, которая создает новые решения сложным социальным вызовам".

Надеюсь, что в целом понятно, что тема образования — это очень хайповая тема, особенно с учетом того, что его цифровизация, переход на он-лайн, грядущий отказ от бумажных учебников, уберизация образования и пр. — это не просто огромный новый рынок, а невероятно гигантский новый рынок. А возможность влиять на социальные изменения в России и др.странах за счет изменения в них систем образования — последствия этого даже сложно сразу вообразить.

Но не будем уноситься в дали, вернемся к саммиту.

Главные вопросы: 

1 день - Зачем и чему должно учить новое образование в сложном мире?

2 день Каким должно быть новое образование в сложном мире?

3 день Как создать новое образование для сложного мира?

Фраза, вынесенная мною в заголовок "А на фига образование в сегодняшнем мире", сказана на саммите GELP директором Федерального института развития образования ФИРО Александром Асмоловым. Он считает, что сейчас нужно пересмотреть назначение самого образования:

—  Мы не видели главного вопроса: а для чего, собственно, нам нужно образование? Сейчас этот вопрос ставится впервые. И я бы даже сформулировал его жестко, по-русски: «А на фига образование в современном мире.

Академик Асмолов в своем интервью МК обозначил дальнейший вектор развития образования — на его полное и окончательное раздробление образовательного пространства:

— Главное в сегодняшнем образовании — не компетенции и не только навыки с технологиями, — разъяснил он в интервью. — Ключевая драма сегодняшнего образование — отставание учителей и родителей от детей. Мы слепы, чему и как учить, так как изменился век: настала эпоха разнообразия.

И сегодня, как в свое время мир переходил от системы Птолемея к Копернику, так и мы переходим от модели педагога Каменского (средний ученик, средний человек) к миру персонализации и индивидуализации. 

Асмолов также констатировал смену главной концепции образования:

- Раньше образование представляло собой трансляцию знаний, умений и навыков. Главной идеологией современного образования стала поддержка разнообразия, сегодня это — понимание того, что надо делать. А главным мотивом цикла образования стала готовность к изменениям.

Основная роль учителя сегодня, по мнению Асмолова, это "быть экспертом в поддержке разнообразия".

В Программе саммита GELP встретились мне и новые термины новояза. Например, как прекрасна фраза "Как обеспечить переход от классо- / уроко- / школо-центричных образовательных систем к ученико-центричным экосистемам?"

Ученико-центричная экосистема... Интересно, сколько человек в России сегодня в состоянии вообразить, что это такое? А сколько еще человек на самом деле знают, что конкретно стоит за этими словами и к каким последствиям в обществе это приведет?

Не буду давать вышеперечисленным фактам никакой персональной оценки. 

Не хочу быть чересчур консервативной и уверять, что нужно срочно вернуть советскую систему образования. Я прекрасно понимаю, что мир меняется и что их не избежать. И любая система, в том числе образовательная, должна отзываться на изменения.

Но очень, очень хотелось бы, чтобы будущее наших детей и нашей страны не формировалось бы каким-то сомнительным "Обществом друзей мутного будущего".


Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.