Путин, soft skills и молодежь. О чем это?

Как можно наблюдать последнее время, власть неожиданно обратила внимание на молодежь . И не только в связи с "маршами инфузорий" Навального, а гораздо более системно и глубоко.  В том числе и в связи с происходящим глобальным переходом в новый технологический век.

В наше общество направляется посыл, что именно молодежь, обладающая новым видением, новыми качествами, новыми умениями, которых нет у представителей среднего и старшего поколений, будет определяющей силой развития страны и в ближайшей, и в средней перспективе.

И на днях Президент, встречаясь на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов с молодыми людьми, сказал, что будущее за теми из них, кто обладает большим набором навыков и знаний, умеет их комбинировать и продолжает их накапливать в течение жизни. 

И это не просто какие-то "важные и интересные" знания и умения, а sofl skills, которые, вдобавок ко всему, "сочетаются с разными видами мышления - креативным, плановым и пр"

"Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", — сказал Владимир Путин.

(О разных видах мышления, которые здесь имеются ввиду, я хотела бы написать отдельно, опираясь на книгу основателя Давосского экономического форума Клауса Шваба "Четвертая промышленная революция", ставшую энциклопедией грядущих изменений.)

Так что же это такое — эти загадочные soft skills, о которых говорил молодежи Путин?

Выражение soft skills переводится с английского как "гибкие навыки". Это как раз то, что у нас привычно относят к "личным качествам" и нигде им не учат. 

Теперь soft skills еще называют "навыками будущего". Это дополнительные знания и умения, которые позволяют эффективно общаться с людьми, вести дела, планировать время. Они не связаны с профессией, но помогают быть успешным в ней.

Центр профтестирования и развития на базе факультета психологии МГУ относит к soft skills следующие 4 группы универсальных умений:

1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействовать с людьми.

  • Коммуникабельность
  • Грамотная письменная и устная речь
  • Умение выступать на публике
  • Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
  • Гибкость и принятие критики

2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.

  • Аналитический склад ума
  • Умение видеть и решать проблему
  • Хорошая память
  • Обучаемость
  • Креативность

3. Волевые компетенции отвечают за достижение целей в работе.

  • Ориентированность на результат
  • Управление временем
  • Упорство
  • Стрессоустойчивость
  • Готовность выполнять рутинную работу

4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.

  • Умение принимать решения
  • Ответственность
  • Умение сформировать команду
  • Наставничество
  • Умение разрешать конфликты

А также организованность, любознательность, умение планировать и др.личностные качества, которые не поддаются количественному измерению и сертификации.

Все эти качества объединяет то, что они стоят вне какой-либо профессиональной сферы знаний. 

Любопытно, что термин soft skills и его понимание возникли в результате исследований - при перестройке системы подготовки личного состава Армии США в середине 20 века. Тогда же, кстати, возникло понятие компетенций и методика оценки этих компетенций.  

Накануне заявленной глобальной промышленно-технологической революции именно soft skills повсюду в мире объявляют самыми востребованными. 

Именно эта востребованность и служит поводом для трансформации систем образования в разных странах, не только в России. 

Объясняется это тем, что в нынешний исторический момент создание новых технологий, товаров и услуг становится возможным лишь как результат кооперации специалистов из разных областей знаний. А им нужно уметь взаимодействовать и пр. 

На международных форумах экономисты говорят о том, что около 5 млн рабочих мест будет утеряно уже к 2020 году - благодаря развитию искусственного интеллекта, робототехники, нанотехнологий и других социо-экономических факторов. 

Да, появятся новые 2.5 млн рабочих мест, но они будут требовать тех новых навыков и умений, к которым школы и ВУЗы пока готовить не умеют, в частности, soft skills. Поэтому правительства разных стран и бизнес в срочном порядке переобучают свои кадры путем тренингов, коучинга и пр.

В России продвижением и масштабированием проектов дополнительного образования школьников по развитию soft skills будто бы занимается Агентство стратегических исследований АСИ. 

Правда, что это за проекты, мне, как маме и как заинтересованному в информации лицу, выяснить так и не удалось... Даже инфографики в Яндексе по soft skills на русском еще нет... 

P.S. Да, вот еще. Можно было бы дополнить этот пост картинками типа этой:

Страница из презентации Павла Лукши "Навыки будущего: фронт радикальных инноваций в образовании".

чтобы понять, кто приблизительно является так называемыми стейкхолдерами (то есть заказчиками и заинтересованными лицами) глобального процесса "формирования желаемого будущего", но это вообще отдельная и очень объемная тема. Одна надежда — что наши собственные, отечественные стейкхолдеры смогут перехватить заокеанский заказ и направить его в менее безопасное русло. Время покажет.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.