Анна Кисличенко (annatubten) wrote,
Анна Кисличенко
annatubten

Category:

Как будет развиваться образование в России?

Песков2Я считаю интересной и важной тему форсайта "Образование-2030", поэтому продолжаю.

Эта тема регулярно обсуждается на конференциях, круглых столах и форсайт-флотах. По мнению Дмитрия Пескова, руководителя направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), сначала важно понять глобальные тенденции в этой сфере, а потом уже строить национальные модели. Именно на глобальных тенденциях основан подготовленный АСИ Форсайт «Образование 2030».
Дмитрий Песков презентовал «Форсайт образования 2030» на форуме «Технопром» в Новосибирске

От прогноза, который, по словам Дмитрия Пескова, – есть «абсолютно безответственное заявление одного человека», форсайт отличается «вовлечением в процесс создания будущего тех, кто в нём наиболее заинтересован», «комплексным моделированием основных факторов и сил, которые на это будущее влияют».

Авторы форсайта выделяют три разные системы образования. Первая типична для стран, находящихся на стадии раннего индустриального развития (это примерно 40% населения Земли, проживающие в Африке, Латинской Америке, Средней Азии). Там есть «базовая школа, технические училища, высшее образование для элиты, подготовка навыков». Вторая система – с массовой школой, спецшколами, массовым высшим образованием, большими университетами и квалификационным подходом к обучению – свойственна быстроразвивающимся странам (Китай, Индия, арабский мир, Юго-Восточная Азия). Третья, постиндустриальная, система образования охватывает примерно 15% населения планеты (страны ОЭСР) и характеризуется новыми методиками обучения, новыми компетенциями, «проектным деятельностным образованием».
Российское образование, по мнению Дмитрия Пескова, «находится между индустриальной и постиндустриальной» системами. Причём «Советский Союз в последние годы своего существования подошёл к барьеру постиндустриального образования». Сейчас же «у нас происходит откат» к уровню быстроразвивающихся стран, и мы, конкурируя с ними, начинаем проигрывать.

Вызовы, которые, по мнению руководителя направления «Молодые профессионалы» АСИ, сегодня лежат в основе поиска новой модели образования, следующие:
- интернет и цифровые технологии (дают возможность появления новых моделей создания, сохранения и трансляции знаний);
- технологические стартапы в образовании (венчурные фонды уже признали, что будущее за онлайн-образованием);
- гиперконкуренция за таланты и быстрое развитие отраслей (новые требования к форматам подготовки кадров: «максимальная гибкость и развитие надпрофессиональных компетенций, сверхбыстрая подготовка и точечная компетенция»);
- образование как актив (инвестирование в университеты, расчёт отдачи средств, затраченных на подготовку каждого конкретного человека);
- вызов потребительского общества, стремление которого к облегчению жизни автоматически приводит к отупению (когда услугу можно получить нажатием кнопки, снижаются стимулы к развитию когнитивных функций человека).

«Образование сегодня – это социально-оформленный процесс поддержки развития в цикле человеческой жизни от рождения до смерти», – констатировал Дмитрий Песков.

По аналогии с уже существующим понятием «жизненный цикл продукции» авторы форсайта ввели в обиход понятие «образование полного жизненного цикла». У каждого из пяти типов заказчиков: самого человека, семьи, сообществ, государства и бизнеса – разные требования к образованию. И только комплексный подход позволяет составить полное представление об образовании и его развитии.

«Образовательная система утратила способность к изменениям, – утверждает руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ. – Все перемены, которые реально происходят сегодня в образовании, задаются внешними факторами». Источником изменений, как правило, являются информационные технологии, которые «либо транслируются напрямую в систему образования будущего, либо через посредников». К числу таких «посредников» относятся фитнес и медицина, а также финансы и страхование, откуда, как считают авторы форсайта, в систему образования приходит всё новое.

Когнитивный фитнес уже сегодня «позволяет в режиме онлайн 24 часа в сутки развивать навыки фиксации внимания, анализа, запоминания через несложные упражнения, выполнение квестов и задач», содержащихся в мобильных приложениях. Так, только у одного из крупнейших проектов в этой области, проекта человеческого познания Lumosity, порядка 50 миллионов участников.

Следующий переход, который, по словам Дмитрия Пескова, нам предстоит пережить, – это «интернет вещей», когда информация о любой вещи, снабжённой чипом с IP-адресом, будет скапливаться на отдельном участке сети и передаваться заинтересованным пользователям. «Интернет вещей – это когда ваши кроссовки общаются с вашим холодильником по поводу вашего лишнего веса», – пояснил представитель АСИ.

Постепенно интернет вещей сменится «интернетом всего» – будет создана цифровая копия планеты с оцифровкой каждого места. «Вы можете подойти к этому камню и узнать, кто здесь стоял. Сейчас появляются первые проекты, которые это показывают», – сказал Дмитрий Песков.

Мы станем свидетелями «когнитивной революции». После 2017 года получат распространение нейроинтерфейсы (АСИ уже занялось разработкой форсайта нейронета, который в конце концов придёт на смену интернету). Это связано с построением сетевых протоколов взаимодействия на уровне мозг-компьютер и компьютер-мозг в самых разных сферах. После 2020 года существенное влияние будет иметь новая психофармацевтика.

Произойдёт и смена модели детства, предрекает Дмитрий Песков: «Наших детей ждёт другой мир, в нём они гораздо раньше становятся самостоятельны, они знают подчас о новом мире больше родителей, имеют пропуск в те места, куда нет доступа родителям».

Зарождается новая модель глобального образования – массовые открытые онлайн курсы (MOOC), которые грозятся обучить миллиард человек и отобрать у наших вузов студентов, что отчасти уже и делают. «По сложности MOOC является инженерной системой», основанной на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Год назад Дмитрий Песков инициировал создание федерального онлайнового университета. Высшее руководство страны, по его словам, идею «поддержало», а среднее «оказалось неспособным» её реализовать.

Между тем MOOC «позволяет выцепить талантливого парня, программиста, не в 21 год, а в 12, когда он ещё школу не закончил». Таких ребят, скажем, из Индии и Монголии уже выискивает и покупает Фэйсбук. «Работодатель хочет видеть умения, электронный диплом с портфолио, личный паспорт компетенций и то, как, где и когда человек повышал их», – отметил представитель АСИ.

Перспективной считается модель венчурных инвестиций в человека, которая уже отрабатывается в США. С одной стороны, есть люди, желающие повысить свою квалификацию в ведущих мировых университетах или школах бизнеса, но у них нет на это средств. И такие молодые и талантливые люди выставляют себя на биржу с обязательством перед теми, кто профинансирует их обучение, через 5 лет выплачивать 20% своего годового дохода в течение 10 лет. С другой стороны, есть те, кто готов вложиться в это «предприятие» с учётом потенциально высокой доходности. «Можно построить новую модель пенсионных фондов, которые покупают не облигации или акции, а вкладываются в следующие поколения, в самых талантливых их представителей», – рассуждает руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ.

К 2017 году из системы образования будут уходить «оценки по итогам семестров», как и «учителя-репродукторы», пересказывающие тот или иной контент. Существенно изменятся и подходы к мировым рейтингам университетов, полагают в АСИ.

К 2025 году очевидной станет неэффективность диплома об окончании вуза – при наличии жизнеспособных альтернатив, а также система научных журналов и стандарты цитирования, авторский учебник.

А к 2035 году перестанут быть актуальными общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) «как доминирующая форма знаниевой коммуникации».

В форсайте «Образование 2030» выделены три типа учеников. К первому типу относятся те, кто способен самостоятельно определять цели своего развития и со временем их уточнять. Это «мотивированные студенты, которых, как правило, абсолютное меньшинство, и для которых нужен отдельный подход». Второй тип – «те, кто ориентирован на ролевые модели, и таких довольно много». Третий – «те, кому нужны навигаторы, тьюторы», которые будут подсказывать и определять путь.

Важны и связанные друг с другом траектории индивидуального развития: формирование системной картины мира на основе технологий мышления и системных предметов (иностранные языки, математика, музыка); социальные управленческие навыки и умения; управление психофизическими состояниями и развитие тела. Поддерживающая их техносреда состоит из онлайн курса и библиотеки знаний, симуляторов и многопользовательских ролевых игр, а также из тренажеров биологической обратной связи и нейроинтерфейсов.

Качественное образование будущего предполагает «подготовку команд» и их включение в массовые игры и коллективные проекты. И это должно начинаться уже на этапе приёмных экзаменов, когда абитуриенты объединяются в группы, играют, соревнуются друг с другом. Авторы форсайта прогнозируют, что уже через несколько лет во всех мировых рейтингах университетов появится такой показатель, как «вовлечённость студентов в деятельность университета», равно как и преподавателей, сотрудников.

Индустриальная система образования «будет стремительно терять качество, стоимость обучения в новом, постиндустриальном образовании будет падать», а в индустриальном – расти. В свою очередь скорость прихода нового образования, у которого есть как сторонники, так и противники, будет связана «со способностью новых решений замещать традиционные», подчеркнул Дмитрий Песков.

Ключевые выводы авторов форсайта «Образование 2030» таковы.

- Первоочередные требования к образовательным программам – надпредметные навыки, мультидисциплинарная подготовка.
- «Большая чистка» образовательных программ; введение новых стандартов подготовки, особенно для инженерных специальностей.
- Работа с командами (команды, а не только индивиды как продукт выпуска).
- Диалог относительно будущего кадрового заказа; формирование группы «переводчиков» между бизнесом и образованием.

Уверенность в правильности основных выводов «Форсайта образования 2030» Дмитрий Песков объяснил тем, что выводы предыдущего форсайта, 2010 года, сбылись почти на 99%.

Источник



Еще по теме форсайт-проекта "Образование-2030":

http://annatubten.livejournal.com/291669.html

и вот недавний ответ министра образования Ливанова на тему форсайта:

http://annatubten.livejournal.com/299299.html


Tags: люди будущего, проектирование будущего, технологии будущего, форсайт "Образование-2030"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment